Новости

Эксперты обсудили сотрудничество ВУЗов и бизнеса на форуме "Технопром-2023"

Круглый стол с обсуждением лучших практик сотрудничества бизнеса с университетским предпринимательским сообществом прошел на форуме «Технопром» в рамках инициативы «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» Десятилетия науки и технологий РФ.

В сессии «Инновационные стартапы в вузах под запросы крупного бизнеса» приняли участие представители крупных компаний, вузов, а также институтов развития. Модератором сессии выступил Олег Мовсесян — куратор инициативы «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» Десятилетия науки и технологий РФ.

Дискуссия была посвящена участию крупных компаний в развитии университетского технологического предпринимательства, спикеры высказали свои суждения о текущей ситуации и мерах по ее улучшению, поделились самыми эффективными примерами своего сотрудничества, и даже рассказали о неудачном опыте.

Заместитель декана геологического факультета МГУ Михаил Токарев и директор департамента инновационной политики и разработок ТОГУ Денис Белоцеркович рассказали о работе с крупным бизнесом со стороны вуза. Оба спикера согласились с тем, что самое важное в коммуникации — выстроить доверие и говорить на одном языке, поэтому сосредоточились в своих выступлениях на практических инструментах для построения доверия между академической средой и коммерческими компаниями. Например, в МГУ уделяют большое внимание предварительной проработке любого контракта с бизнес-партнерами: выявление потребностей бизнеса, понимание стоящих задач, проработку ТЗ и тд. Для организации предпринимательского коллектива под бизнес-задачу используется такой подход: «Проверяем только на практике. У студентов и молодых ученых зарплаты не высоки, поэтому если надо 5 человек — берем 10, а через пару месяцев понимаем, кто как работает и оставляем нужных», — отметил Михаил Токарев.

Для улучшения взаимодействия с бизнес-средой в ТОГУ предприняли несколько шагов. Прежде всего на ключевые позиции пригласили людей с опытом работы с коммерческими компаниями для того, чтобы люди, имеющие доверие от бизнеса, могли продавать компетенции вуза вовне. Важным шагом в развитии предпринимательской активности студентов стало высвобождение в учебном плане целого дня в неделю под проектную деятельность. Этот шаг отметили как уникальный и требующий пристального внимания для обмена опытом с другими вузами все участники дискуссии. Также в вузе существует практика наставничества, когда молодым предпринимателям (победителям грантовых конкурсов — УМНИК, Студ.стартап и пр.) приглашают опытного бизнесмена для поддержки и помощи. Участникам дискуссии также показался интересным опыт ТОГУ в части концентрации на территории кампуса представителей институтов развития и промышленных компаний для «взаимного опыления». Денис Белоцеркович поделился опытом размещения промышленных станков от китайских производителей на площади вуза, к которым имеют доступ студенты для выполнения проектных работ, что позволяет функционировать студенческим конструкторским бюро.

Представители бизнеса со своей стороны рассказали о том, что работает, а что нет при сотрудничестве с университетским предпринимательским и научно-исследовательским сообществом.

Руководитель направления «Уралхим Инновация» Ольга Белоконева начала свое выступление словами: «Найти зрелый стартап, продукт которого точно отвечает нашим производственным потребностям и может сразу встроиться в наши производственные процессы — это практически нереально. Тем более это нереально на ранней стадии развития проекта». Это объясняет, почему «Уралхим инновация» считает наиболее эффективными инструментами работы со студенческим сообществом хакатоны и организацию специальных грантовых программ УМНИК. Это ранние стадии будущих проектов, работа на уровне идей, которые далее абсорбируются внутри компании и дорабатываются вместе с научными университетскими партнерами и в R& D-центре, а студенты получают опыт, гранты и возможность последующего трудоустройства.

Исполнительный директор стартап-экосистемы Сбербанка Алексей Тузиков заявил: «Когда корпорация точно знает, что ей нужно — уже поздно создавать стартап». Бизнес обычно считает, что у него все отлично. Если что-то потребовалось улучшить — то это чаще всего инкрементальные изменения, к которым есть четкое ТЗ и в такой ситуации проще сделать продукт внутри корпорации. «Внутри-корпоративные процессы построены таким образом, что надо достичь KPI к фиксированному дедлайну. При разработке продукта внутри компании есть ощущение контроля и можно к определенному сроку выдать результат», — отметил Алексей Тузиков. Чтобы стартап стал успешным — они должны пойти в продукт раньше, чем корпорация, раньше других увидеть проблему. Но как за пределами корпорации понять то, что будет нужно корпорации через 5-10 лет? По мнению Алексея, важно увеличить диффузию между бизнесом и академической средой: путем приглашения спикеров от бизнеса на лекции, организации стажировок сотрудников от бизнеса внутри вузовских лабораторий, а также частичной занятости профессоров в коммерческих компаниях.

Заместитель директора АО «ВНИИНефть», научно-исследовательского центра «Зарубежнефть» Артем Фомкин также отметил большое значение лекторства в вузах сотрудников компании. Он начал точечно с собственного преподавания в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, а далее вовлек в эту деятельность многих своих коллег. По мнению Артема данный формат позволяет осуществлять ранний хантинг наиболее успешных студентов. Кроме того, по опыту Артема полезным оказалось создавать совместные лаборатории в вузах, которые позволяют погрузить студентов и ученых в проблематику бизнеса. Как и Ольга Белоконева из «Уралхим», Артем отметил формат сбора свежих идей от молодых ребят как эффективный. Но в «Зарубежнефть» пошли еще дальше — они общались со школьниками из лицея «Сириус».

Директор АНО «Центр содействия инновациям в республике Башкортостан» Руслан Шаймухаметов провокационно заявил: «Марк Цукерберг в России вряд ли бы остался владельцем Facebook, скорее стал бы топ-менеджером Ростелеком». Руслан обратил внимание участников дискусси на то, что предприниматель должен быть по-хорошему злым — и спрашивать, а зачем мне сотрудничать с вами? Стартап, в числе прочего, может подорвать бизнес корпораций — это одна из причин, почему крупные компании на западе активно инвестируют в стартапы, они хотят держать руку на пульсе, быть в курсе зарождающихся трендов и иметь возможность влиять на них.

В финале сессии выступили представители инновационной инфраструктуры МГУ имени М. В. Ломоносова — заместитель директора Научного Парка МГУ Василий Петреченко и руководитель Бизнес-инкубатора и Акселерационных программ МГУ, старший преподаватель Экономического факультета МГУ Дарья Чашкина. Дарья рассказала про успешный формат межуниверситетских курсов, при котором происходит перекрестное «опыление» ребят с разных факультетов, а также напомнила участникам про программы дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, программы MBA), которые позволяют дать нужные навыки студентам в соответствии с запросами от бизнеса. Василий Петреченко рассказал о проводимом с 2016 года отраслевом акселераторе по методике «Мост в будущее», в рамках которого удается достигнуть более 30% выживаемости проектов на дистанции 3+ лет. Секрет успеха в том, что команда акселератора собирает от бизнеса задачи для проработки студенческими предпринимательскими коллективами. Далее под эти задачи формируются междисциплинарные команды и ведут работу над проектом в течение 3-6 месяцев. Таким образом, удается избежать самой частой причины провала инновационных стартапов — когда разработка, которую предлагают ученые, оказывается никому не нужна на рынке. Предоставивший для проработки задачу бизнес-партнер становится экспертом, консультантом и со-основателем нового бизнеса, получая спин-оф без необходимости вкладывать в этот продукт деньги и время на самой ранней стадии. Данная методика детально описана и доступна для использования любым вузом РФ.

Завершая сессию, Олег Мовсесян поблагодарил всех спикеров и отметил: «Наша общая задача — инвестировать в доверие. Важно приучить студентов, вузы и предприятия работать вместе. А с помощью Десятилетия науки и технологий РФ мы будем искать и масштабировать самые эффективные форматы».
Made on
Tilda